Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: книжное (список заголовков)
18:54 

Пусть все идет, как идет
На прошлой неделе у нас дома оказалась книжка Маркуса Зузака, австралийского писателя немецкого происхождения, "Книжный вор". Благодаря недавно вышедшему фильму "Воровка книг" она почти стала мейнстримом среди узкого круга нежной молодежи (Бумажную книжку взяли в библиотеке, чтобы её с комфортом могла почитать моя дочка-подросток). Но я считаю, что этой книжке не грозит судьба быть затерянной среди вала "произведений для детей и юношества" (книг весьма и весьма разного качества). Причина тому - очень тягостный и даже болезненный временной отрезок, в течение которого развивается история. Вторая мировая война. Страшная всемирная мясорубка, которая перемолотила миллионы уникальных, неповторимых людей, Личностей. А ещё нетипичный для нашей традиции взгляд на эту войну. Автор наблюдал за жизнью маленького городка на юге Германии глазами немецкой девочки, жизнь которой с раннего детства выскочила из накатанной колеи.
Я взяла книгу в руки почти случайно, только чтобы заглянуть в начало и конец...Составить представление, так сказать. Но после первой же страницы я не смогла оторваться. Проглотила её почти взахлеб. Давненько со мной такого не случалось.
Немецкий взгляд на произошедшее меня интересует с тех пор, как я прочитала "Бойню № 5" Воннегута. Эта книга разорвала мне сердце... Только тогда я осознала, насколько жуткая ожесточенность и душевная глухослепонемота владела людьми в то время. Да, немецкая армия захватила тогда почти всю Европу. Да, на руках фашистов кровь невинно убитых и замученных людей. Да, они сравнивали с землей города, они выбомбили Варшаву и Лондон. Но ответ был симметричным, и это эфемизм! На жестокость союзники ответили не меньшей жестокостью. Культурное наследние Германие погибло во время тех бомбардировок, погибли люди, не солдаты, не эсэсовцы, обыкновенные горожане, заживо сгоревшие в бомбоубежищах, 150 тысяч после одной ночной бомбардировки Дрездена.
Но книжка ценна не только (и не столько) тем, что дает возможность посмотреть на войну глазами немцев. Она прекрасна, потому что наполнена Любовью, тихой, почти незаметной, но неотвратимо и необратимо меняющей людей, в которых она проросла или к которым прикоснулась. Наблюдая за этой Любовью, даже Смерть находит у себя сердце...
Можно предположить, что повествование немного затянуто, что на страницах много грязи (буквально, герои частенько просто купаются в ней), но за забавный и поэтичный язык, которым изъясняются герои и автор, и за бесконечное море Любви, которое переливается со страниц прямо в душу, можно снести и бОльшие шероховатости и недостатки.
Я смело советую, почитайте "Книжного вора", вы, наверняка, не пожалеете! :)

@темы: книжное

21:42 

Встреча со старым другом

Пусть все идет, как идет
Новое время несет новые подходы к освоению школьной программы по литературе. Произведения, которые, в свое время, мы жевали или щелкали, как орешки, самостоятельно, надо доносить до не жалующих чтение деток. Но если вдуматься, совместное чтение классических произведений, хотя бы избранных, это вовсе не тягота, наоборот, это способ поговорить с ребенком о важном, поделиться любимым, рассказать о себе, выслушать его мнение.
В общем, когда выяснилось, что Полина по программе изучает "Евгения Онегина", но при этом под пистолетом не прикасается к книжке, я сначала удивилась, потом взвилась, а потом, успокоившись, подрядилась читать ей по главе каждый вечер. И если первая глава слушалась немного со скрипом, то дальнейшему повествованию Поля сопереживала и даже по собственной инициативе обсуждала прочитанное. Стоит ли удивляться, что ее оценки во многом совпали с моими? :)
Опять в который раз я ворковала от восторга, плакала над судьбой героев, хихикала над местами убийственно колкими шутками. упивалась отступлениями.
По горячим следам делюсь наблюдениями от очередного прочтения:
Открытием стал для меня стиль общения автора с читателями - по моим ощущениям, история Евгения и Татьяны вперемешку с лирическими отступления излагалась на череде дружеских пирушек, где мы становились собутыльниками, слушателями и собеседниками. Пушкин все время приглашает нас к диалогу, мешает шутки и раздумья, в минуту увлечения делится сокровенным. И кстати, эта интонация совершенно не считывается в юности, когда читаешь роман в школе. Это и логично, откуда тогда можно знать про разговоры о жизни и наоборот под бутылочку какого-нибудь вкусного зелья...
Все так же мне жаль Евгения. Татьяну тоже жаль, но гораздо менее. Пушкин устроил судьбу своей любимицы, пусть без личного счастья зато по высшему разряду. Кстати, в описании героев, их взаимодействия именно сейчас разглядела несколько дополнительных натяжек - уж очень крутой стала Татьяна, чуть не мигом преобразившись из бледной провинциалки в светскую львицу. Да и бездушность Онегина выглядела довольно неубедительной (особенно, когда автор откровенно иронизировал над ней).

А главное ощущение, вынесенное мною из этого прочтения - жаль двух потерявшихся детей. Вот правда! Они же сущие щеглы - на момент развития основной интриги романа, ему двадцать шесть, ей (по разным данным) - от тринадцати до семнадцати лет. ГоспИдя! Обнять и плакать! Или просто поговорить с ними по душам. Желательно не раз и во вступлении во взрослую жизнь. Только сейчас я поняла роль семьи каждого из героев в крушении их надежд, точнее отсутствия семьи. Ведь и Евгений и Татьяна не имели перед глазами примера нормальных отношений между родителями. (Он рано потерял мать и при равнодушном отце воспитывался гувернерами. Она не имела контакта с родителями, по-настоящему была привязана разве что к очень доброй, но недалекой няне. Ну что это, разве семья? ). У них не было приобретенного навыка общения с близкими, выражения своих чувств, внимания и уважения к личности других (особенно, объекта чувств). И особенно фантазированием на тему грешит все же Татьяна, которая начинает понимать, какого именно человека она любит, крепко пост-фактум.

А еще меня позабавили духовная близость и некоторая сюжетное сходство с романом "Гордость и Предубеждение". Как же жаль, что Александр Сергеевич не удосужился познакомиться с творчеством Джейн Остен вообще и с этим романом в частности. И еще больше мне было жаль, что его не читали герои. Мне кажется, что знакомство с историей отношений мистера Дарси и Элизабет Беннет могло бы помочь им вникнуть в суть, не обманываясь внешним впечатлением от своего визави. :)
И я настаиваю, что Пушкин безусловно оценил бы мастерство Дж. Остен, и стилистическую безупречность, и психологизм, и великолепное умение рассказывать истории отношений людей. :)

Итого по результатам прочтения мною как всегда владеет восторг, смешанный с острой жалостью. Мой давний переезд опять подает признаки жизни, так что сегодня я пожалуй, как много лет назад, буду "отползать" Евгения. ;)

@темы: нетленка, книжное, детки

Всего понемногу

главная